Снижение выбросов парниковых газов
В мире сейчас актуальным вопросом является достижение углеродной нейтральности в рамках реализации требований Парижского соглашения. На сегодняшний день Парижское соглашение стало поворотным моментом в международной климатической политике. Республика Казахстан первой среди стран СНГ ратифицировала данное соглашение 6 декабря 2016 года и последовательно демонстрирует свою приверженность развитию декарбонизированной экономики.
В декабре 2020 года Казахстан объявил о новой цели – достижении углеродной нейтральности к 2060 году, подтвердив свои обязательства по Парижскому соглашению о предотвращении роста глобальной температуры более, чем на 1,5–2 градуса С.
В целях поддержки инициативы Главы государства К.Токаева о достижении Казахстаном углеродной нейтральности к 2060 году в Компании проводится работа по снижению углеродного следа.
В 2022 году Правлением Компании принята Концепция низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ» до 2060 года.
Утверждена решением Правления АО «НК «ҚТЖ» от 26 декабря 2022 года (протокол №02/49).
Концепция низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ» до 2060 года
В настоящее время АО «НК «ҚТЖ» разработало Концепцию низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ» на период до 2060 года.
Целью Концпеции является достижение Компанией углеродной нейтральности.
Приоритетными задачами Концепции является:
• определение целей и задач Компании по снижению углеродного следа до 2060 года;
• определение направлений технологического развития для достижения целей углеродной нейтральности;
• оценка потребности в инвестициях и финансовых ресурсах;
• оценка ключевых рисков и последствий в случае нереализации намеченных целей по энергопереходу.
Углеродный след Компании включает в себя прямые и косвенные выбросы:
Динамика выбросов парниковых газов в период с 2019-2024 годы (область охвата 1, 2), тыс. тонн CO2-экв.
Структура прямых выбросов по типу установок
Прямые выбросы парниковых газов осуществляются в процессе эксплуатации передвижных источников (тепловозов, дрезин, автомобилей) и стационарных потребителей (котлов, котельных, печей).
В 2024 году общий объем выбросов парниковых газов составил 5 058,3 тыс. тонн, включая прямые выбросы – 2 428,3 тыс. тонн, косвенные – 2 630 тыс. тонн.
При этом, согласно утвержденным Главным инженером АО «НК «ҚТЖ» Целям и индикаторам АО «НК «ҚТЖ» в области безопасности и охраны труда, экологии на 2024 год была установлена цель по снижению углеродного следа на 2,5% к уровню 2023 года или снижение общего объема выбросов парниковых газов (охват 1 и 2) 5508 до 5370 тыс. тонн CO2 (см. Цели и Индикаторы в области безопасности и охраны труда, экологии на 2024 год ). Фактический снижены до 5058 тыс.тонн, 8,8%.
Железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта благодаря его эффективному использованию ресурсов, меньшим выбросам вредных газов, низкому шуму и вибрации, что способствует улучшению качества воздуха и сокращению вредного воздействия на окружающую среду.
Электровозы, использующие электрическую энергию, являются более экологичными, чем тепловозы, работающие на дизельном топливе. Это связано с тем, что они более эффективно используют энергию и не производят вредных выбросов.
На долю электровозов приходится свыше 32% от общего числа локомотивов, данные представлены в таблице ниже.
Доля электровозов от общего количества локомотивного парка, %
|
Год |
Доля электровозов от общего количества локомотивного парка, % |
|
2019 |
32,3 |
|
2020 |
32,01 |
|
2021 |
30,8 |
|
2022 |
32,7 |
|
2023 |
32,5 |
|
2024 |
35 |
Ежегодно Компания принимает меры по снижению своего углеродного следа. Одной из важных мер является переход на новые типы подвижного состава, что способствует снижению выбросов парниковых газов. В частности, Компания внедряет тепловозы серии EVOLUTION, которые выбрасывают в 2,2 раза меньше загрязняющих веществ, чем старые модели.
Цели по выбросам парниковых газов в рамках Концепции низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ» до 2060 года
В рамках реализации мероприятий Концепции в период до 2030 года планируется снижение прямых выбросов с 1,8 млн. тонн СО2 до 1,3 млн. тонн, или на 25% от уровня 2020 года. При этом при отсутствии внедрения мероприятий энергоперехода происходит его увеличение на 16% по причине увеличения расхода дизельного топлива в тяге поездов.
Динамика углеродного следа (прямые выбросы СО2), млн тонн