Қазақстан темiр жолы

Снижение углеродного следа


Углеродный калькулятор

 

Снижение выбросов парниковых газов

В мире сейчас актуальным вопросом является достижение углеродной нейтральности в рамках реализации требований Парижского соглашения. На сегодняшний день Парижское соглашение стало поворотным моментом в международной климатической политике. Республика Казахстан первой среди стран СНГ ратифицировала данное соглашение 6 декабря 2016 года и последовательно демонстрирует свою приверженность развитию декарбонизированной экономики. 

В декабре 2020 года Казахстан объявил о новой цели – достижении углеродной нейтральности к 2060 году, подтвердив свои обязательства по Парижскому соглашению о предотвращении роста глобальной температуры более, чем на 1,5–2 градуса С. 

В целях поддержки инициативы Главы государства К.Токаева о достижении Казахстаном углеродной нейтральности к 2060 году в Компании проводится работа по снижению углеродного следа. 

В 2022 году Правлением Компании принята Концепция низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ» до 2060 года. 

Утверждена решением Правления АО «НК «ҚТЖ» от 26 декабря 2022 года (протокол №02/49).

 

Концепция низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ» до 2060 года

В настоящее время АО «НК «ҚТЖ» разработало Концепцию низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ»  на период до 2060 года. 

Целью Концпеции является достижение Компанией углеродной нейтральности.

Приоритетными задачами Концепции является:

•  определение целей и задач Компании по снижению углеродного следа до 2060 года;

•  определение направлений технологического развития для достижения целей углеродной нейтральности;

•  оценка потребности в инвестициях и финансовых ресурсах;

•  оценка ключевых рисков и последствий в случае нереализации намеченных целей по энергопереходу.

Углеродный след Компании включает в себя прямые и косвенные выбросы:

 

Динамика выбросов парниковых газов в период с 2019-2024 годы (область охвата 1, 2), тыс. тонн CO2-экв. 

 

Структура прямых выбросов по типу установок

 

Прямые выбросы парниковых газов осуществляются в процессе эксплуатации передвижных источников (тепловозов, дрезин, автомобилей) и стационарных потребителей (котлов, котельных, печей). 

В 2024 году общий  объем выбросов парниковых газов составил 5 058,3 тыс. тонн, включая прямые выбросы – 2 428,3 тыс. тонн, косвенные – 2 630 тыс. тонн. 

При этом,  согласно утвержденным Главным инженером АО «НК «ҚТЖ» Целям  и  индикаторам АО «НК «ҚТЖ» в области безопасности и охраны труда, экологии на 2024 год была установлена ​​ цель по снижению углеродного следа на 2,5% к уровню 2023 года или снижение общего объема выбросов парниковых газов (охват 1 и 2) 5508 до 5370 тыс. тонн CO2 (см.  Цели и Индикаторы в области безопасности и охраны труда, экологии на 2024 год ).  Фактический снижены до 5058 тыс.тонн, 8,8%.

Железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта благодаря его эффективному использованию ресурсов, меньшим выбросам вредных газов, низкому шуму  и вибрации, что способствует улучшению качества воздуха и сокращению вредного воздействия на окружающую среду.

Электровозы, использующие электрическую энергию, являются более экологичными, чем тепловозы, работающие на дизельном топливе. Это связано с тем, что они более эффективно используют энергию и не производят вредных выбросов.

На долю электровозов приходится свыше 32% от общего числа локомотивов, данные представлены в таблице ниже. 

 

Доля электровозов от общего количества локомотивного парка, %

Год

Доля электровозов от общего количества локомотивного парка, %

2019

32,3

2020

32,01

2021

30,8

2022

32,7

2023

32,5

2024

35

 

Ежегодно Компания принимает меры по снижению своего углеродного следа. Одной из важных мер является переход на новые типы подвижного состава, что способствует снижению выбросов парниковых газов. В частности, Компания внедряет тепловозы серии EVOLUTION, которые выбрасывают в 2,2 раза меньше загрязняющих веществ, чем старые модели. 

 

Цели по выбросам парниковых газов в рамках Концепции низкоуглеродного развития АО «НК «ҚТЖ» до 2060 года

В рамках реализации мероприятий Концепции в период до 2030 года планируется снижение прямых выбросов с 1,8 млн. тонн СО2 до 1,3 млн. тонн, или на 25% от уровня 2020 года. При этом при отсутствии внедрения мероприятий энергоперехода происходит его увеличение на 16% по причине увеличения расхода дизельного топлива в тяге поездов.

 

Динамика углеродного следа (прямые выбросы СО2), млн тонн