С тех пор как в 1804 году британский изобретатель Ричард Тревитик показал в Мертир-Тидвил (Великобритания) первый поезд на паровой тяге, а в России в 1837 году был презентован первый участок Царскосельской железной дороги, железнодрожный транспорт на паровом ходу начал активно развиваться во всех промышленно развитых странах Старого и Нового Света. И вот у порога XX века, по землям, составляющим ныне территорию независимого Казахстана пролегли первые железнодорожные пути.
За прошедшие годы железные дороги стали системообразующей инфраструктурой социально-экономического развития Казахстана. Для развития экспортного и транзитного потенциала страны были построены многочисленные железнодорожные линии. Вдоль железнодорожных линий строились новые станции, возводилась необходимая социальная инфраструктура, города, зарождались и развивались отрасли промышленности. Ввод новых линий обеспечил внутренние коммуникации между регионами, придал мощный импульс развитию самих регионов. Сеть железных дорог соединила транспортными артериями все регионы страны и обеспечила транспортные коммуникации и товарооборот Казахстана с внешним миром.
В настоящее время на стальных магистралях страны работает около 1 процента всего населения Казахстана, часть из них – представители железнодорожных династий, воспитавших и взрастивших несколько поколений железнодорожников.
Сегодня АО «НК «ҚТЖ» - транспортно-логистический холдинг, оператор магистральной железнодорожной сети Республики Казахстан, Национальный железнодорожный перевозчик грузов и пассажиров.
Хронология
· В 1904 году открыта первая трансказахстанская магистраль Оренбург - Ташкент,
протянувшаяся на 1668 километров от границы с Россией на северо-западе до границы с Узбекистаном на юге.
· В 1914–1917 гг. построена Семиреченская дорога Арысь – Пишпек – часть будущего Турксиба,
· В 1915 г. – магистраль Челябинск – Троицк – Кустанай (по Казахстану – 166 км).
· В 1915-1917 г.г. часть Алтайской железной дороги (Новосибирск - Семипалатинск).
· 1920-1922 гг. - построен участок Петропавловск – Кокчетав. В 1926-1931 гг. продолжен через ст. Курорт–Боровое и Акмолинск до Караганды, его общая длина превысила 700 км.
· В 1924 г. построена линия Кулунда – Павлодар.
· 1927–1930 гг. строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиба) протяженностью 1444 км.
· В 30-е гг. XX в. Построены участки Акмолинск – Караганда и Караганда – Балхаш (490 км), Чимкент – Ленгер.
· В 1930 г. линия Локоть – Защита (235 км), продолженная до Лениногорска и Зыряновска.
· В 1936-1939 гг. проложен участок, Уральск – Илецк с выходом на Саратов.
· В 1936–1944 гг. построена магистраль Гурьев (Атырау) — Кандагач – Орск
· В1939-1943 гг. линия Акмолинск – Карталы, обеспечившая, в частности, эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал. В эти же годы вступили в строй участки Коксу – Текели – Талдыкорган и Атасу – Каражал. Протяженность казахстанских стальных магистралей достигла 10 тысяч км.
· К 1950 г. Построен участок Моинты – Шу (440 км). В результате Транссибирская магистраль соединилась с Туркестано-Сибирской и образовалась первая меридианная линия, прошедшая через всю территорию республики – Трансказахстанская железнодорожная магистраль Петропавловск – Кокчетав – Акмолинск –Караганда – Шу.
· К 1953 г. сооружено одно из основных звеньев Южно-Сибирской магистрали – Акмолинск (Астана) – Павлодар (546 км)
· В 1955-1961 гг. создана линия Есиль – Аркалык (224 км), к 1959 г. – Кустанай - Тобол, к 1960 г. – Тобол – Джетыгара. За 1950-е годы плотность железнодорожной сети Казахстана увеличилась вдвое.
· 1 июля 1958 г. образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога. Имея протяженность свыше 11 тысяч км, она состояла из 15 отделений.
· В 1959 г. построен участок Актогай – Дружба.
· В 1960-х гг. проложены участки Макат – Мангышлак и Мангышлак – Узень, (общая длина почти 900 км). Оживлению связей Казахстана и России в этот период способствовала интенсивная эксплуатация построенной линии Гурьев – Астрахань.
· В 1964 г.впервые в Казахстане электрифицирован участок Целиноград (Астана) – Караганда. Началась работа по электрификации железных дорог в северных и центральных областях республики.
· В 1969-1970 гг. переведен на электрическую тягу весь участок Караганда – Магнитогорск (1180 км).
· В апреле 1977 г. на базе Казахской железной дороги были образованы три дороги: Целинная, Алма-Атинская и Западно-Казахстанская.
· С 1980-х гг. электрификация затронула южные магистрали: Моинты – Шу, Ченгельды – Арысь, Арысь – Тюлькубас. Общая протяженность электрифицированных линий приблизилась к 4 тысячам км.
· В сентябре 1990 г. Произошла стыковка железных дорог Казахстана и Китая на пограничном переходе, соединившем казахстанскую станцию Дружба с китайской станцией Алашанькоу.
· 1991 г. - открыто движение грузовых составов по Северному коридору Трансазиатской железнодорожной магистрали
· В 1997 году начат первый этап преобразований в отрасли с созданием республиканского государственного предприятия «Қазақстан темiр жолы».
· В 2001 году приняты Закон Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и Программа реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2001-2005 годы.
· В 2002 году на базе РГП «Қазақстан темiр жолы» было создано закрытое акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темiр жолы» со 100%-ным государственным пакетом акций.
· С 2002 по 2004 годы созданы акционерные общества «Военизированная железнодорожная охрана», «Жолжөндеуші», «Ремпуть», «Казтранссервис», «Кедентранссервис», «Транстелеком», «Центр транспортного сервиса» и др.
· В 2004 году ЗАО «НК «КТЖ» было преобразовано в акционерное общество «Национальная компания «Казакстан темір жолы»
· .В 2001 годузапуск новой железнодорожной линии «Аксу-Дегелен» протяженностью 187 км. Новая дорога открыла кратчайший путь из Семейского региона в Павлодарский.
· В 2004 году завершено строительство железнодорожной линии «Хромтау-Алтынсарино» протяженностью 404 км, соединившей Костанайскую и Актюбинскую область.
· В 2008 году железнодорожной линии «Шар-Усть-Каменогорск» протяженностью 150 км завершилось соединение национальной железнодорожной сети в пределах границ Казахстана.
· В 2012 году запуск железнодорожной линии «Жетыген-Алтынколь» (Хоргос) обеспечил второй железнодорожный переход на границе с Китаем.
· В 2014 году главы Казахстана, Туркменистана и Ирана открыли движение по международному транспортному коридору «Узень — Берекет — Горган».
· В 2010 году Правительством РК была принята новая программа по развитию транспортной инфраструктуры до 2014 года.
· С 2011 года, в соответствии с поручениями Главы государства бизнес АО «НК «КТЖ» динамично трансформируется.
АО «НК «КТЖ» из железнодорожной компании преобразовано в транспортно-логистический холдинг с задачей развития транзитного потенциала Казахстана и глобальной инфраструктурной интеграции.
Компания реализует инфраструктурные проекты в рамках гос. программы «Нурлы жол», участвует в реализации Плана нации «100 конкретных шагов», продолжает модернизировать транспортные активы, участвует в институциональном развитии международных транспортных коридоров и устранении нефизических барьеров при осуществлении перевозок