Қазақстан темiр жолы

Новости

Казахстанский железнодорожный транспорт выходит на новый уровень: КТЖ и Wabtec запускают масштабное партнерство




26.09.2025 

Сегодня на заводе Wabtec в Астане состоялся пресс-тур для журналистов, в ходе которого были представлены новые локомотивы и планы по долгосрочному сотрудничеству между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и компанией Wabtec (США). 

Участники посетили производственные цеха и воочию убедились, что Казахстан уверенно осваивает самые передовые технологии железнодорожного машиностроения.


Заместитель генерального директора ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Асан Умбетов подчеркнул, что речь идет не о разовой сделке, а о стратегическом партнерстве, которое обеспечит страну современным подвижным составом и гарантированным сервисом на десятилетия вперед. 4,2 млрд долларов — это общая сумма трёх контрактов, которая включает:

  • закупку 300 локомотивов в 2027–2036 годах (по 30 единиц ежегодно); 
  • продление сервисного договора на 405 локомотивов до 2058 года (закупленных ранее); 
  • полное сервисное обслуживание приобретаемых локомотивов сроком на 18 лет (до 2054 года); 
  • поставку пяти комплектов цифровой системы KinetiX для учёта, контроля и диагностики подвижного состава; 
  • капитальный ремонт тормозных цилиндров и компрессоров для 505 локомотивов в течение трёх лет;
  • строительство социальных объектов для работников сервисных центров в отдалённых регионах.
     


Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных и заемных средств компании. При этом расходы на сервис полностью покрываются из собственных доходов КТЖ — без привлечения кредитов.

Казахстан становится ключевым транспортно-логистическим хабом Евразии: через страну проходят важнейшие маршруты между Китаем, странами Центральной Азии, Россией и Европой. За последние годы объёмы перевозок выросли в несколько раз, и для того чтобы сохранить конкурентоспособность, нужен современный и надёжный локомотивный парк.

Существующие тепловозы, выпущенные ещё в 70–80-х годах, постепенно вырабатывают свой ресурс и требуют замены. Новые локомотивы серии ТЭ33АТ обладают очевидными преимуществами: снижение расхода топлива, улучшенные тяговые характеристики, высокий уровень надёжности (до 95% готовности парка). Кроме того, в локомотивах создан повышенный комфорт для локомотивных бригад (кондиционер, холодильник, микроволновая печь, биотуалет). Устойчивые эксплуатационные характеристики обеспечены даже в сложных погодных условиях благодаря системе обдува рельсов и увеличенной нагрузке на ось.

Также договор предусматривает строительство социальных объектов для работников в отдалённых регионах, где расположены сервисные центры. Казахстан становится Центром технической экспертизы и сервисного обслуживания локомотивов не только для страны, но и для всей Центральной Азии.


Wabtec — компания с более чем 100-летней историей — работает в Казахстане свыше 27 лет. В 2009 году в Астане был запущен «Локомотив құрастыру зауыты», где уровень локализации производства достигает 40%. Здесь трудятся казахстанские специалисты, развивается собственная инженерная школа. В 2024 году на базе завода открыт инженерный центр для всего СНГ.

Сегодня в стране функционируют семь сервисных центров Wabtec, обеспечивающих рабочие места и поддержку отечественной экономики.

Особая гордость — образовательные проекты. Завод сотрудничает с программой «Болашак», направляя студентов на обучение и практику в США. Все расходы по перелету и проживанию берет на себя Wabtec, что позволяет готовить новое поколение инженеров и технологов мирового уровня.

С момента основания ЛКЗ произведено 675 локомотивов для КТЖ, в том числе 42 отправлены на экспорт в страны СНГ и ближнего зарубежья. Новые контракты открывают путь к дальнейшему развитию отрасли, повышению конкурентоспособности национальной экономики и укреплению позиций Казахстана как ключевого транспортного узла Евразии.

Модернизация локомотивного парка позволит бесперебойно обслуживать увеличивающийся грузопоток, и в свою очередь обеспечит мультипликативный эффект для всей экономики, так как повлечет за собой развитие смежных отраслей, таких как развитие сервисных отраслей, складирования, сервисные отрасли. А это значит казахстанцы получат новые рабочие места, бюджет дополнительные налоги.
Эта сделка — не только новые локомотивы. Это инвестиция в будущее, новые технологии, рабочие места и уверенность в том, что Казахстан выбирает курс на развитие и лидерство.
 

Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»