Қазақстан темiр жолы

Главная страница Инфраструктура Центр оценки и развития персонала железнодорожного транспорта

ЦЕНТР ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

Поддерживая курс на модернизацию национальной системы образования, АО «НК «ҚТЖ» уделяет особое внимание вопросам профессионального развития и повышения уровня квалификации персонала, активно участвует в реализации программы дуальной системы обучения.

Филиал АО «НК «ҚТЖ» - «Центр оценки и развития персонала железнодорожного транспорта» расположен в одном из быстро развивающихся районов г.Астаны – Индустриальном парке и отвечает требованиям современных международных стандартов к образовательным организациям подобного  типа. 

Основными целями деятельности Центра являются:

- реализация корпоративных стандартов и программ обучения;

- обеспечение высокого качества процесса обучения и развития персонала;

- внедрение новых современных методик обучения, в том числе системы дистанционного обучения;

- оперативность и мобильность в перестройке системы профессионального развития персонала при внедрении в производство инновационных технологий по приоритетным направлениям деятельности АО «НК «ҚТЖ».

Деятельность Центра создает предпосылки для конкурентного преимущества квалифицированного персонала АО «НК «ҚТЖ», сокращает затраты на постоянный подбор персонала за счет сокращения текучести кадров и повышения их квалификации.

Программы профессионального развития и повышения квалификации персонала, адаптированы к потребностям производственно-технологического процесса группы компаний АО «НК «ҚТЖ», корректируются в соответствии с изменяющимися условиями бизнеса и соответствуют стратегическим целям и задачам АО «НК «ҚТЖ».

В основу содержания учебных программ заложено изучение, развитие и применение практических навыков работы на новой технике, по инновационным технологиям, внедряемым на предприятиях группы компаний АО «НК «ҚТЖ».

Содержание учебно-методических комплексов по специальностям железнодорожного транспорта постоянно пополняется и направлено на:

- внедрение модульных и интегрированных методов и форм обучения, обеспечивающих максимальное и полное усвоение учебного материала;

- обеспечение прямой связи между профессиональным обучением и профессиональной деятельностью работников АО «НК «ҚТЖ»;

- обеспечение постоянного мониторинга усвоения полученных знаний и практических навыков применения работниками АО «НК «ҚТЖ» в процессе производственной деятельности.

К процессу разработки учебных планов и программ, преподавательской и тренерской работе привлекаются руководители и специалисты различных структурных подразделений группы компаний АО «НК «ҚТЖ», что обеспечивает тесное взаимодействие между профессиональным обучением и профессиональной деятельностью работников АО «НК «ҚТЖ». 

Внешние специалисты приглашаются в период качественных изменений моделей и технологий ведения бизнеса, внедрения инновационных технологий и новой техники на предприятиях группы компаний АО «НК «ҚТЖ», что обуславливает привлечение к обучению персонала представителей поставщиков либо специалистов сервисных служб/корпоративных учебных центров компаний-партнеров.

Данная схема организации работы с внешними провайдерами позволяет оперативно реагировать на запросы предприятий АО «НК «ҚТЖ» и обеспечивать высокое качество профессионального обучения и повышения квалификации.

Основным контингентом внешнего обучения являются менеджеры среднего и высшего звена, а также внутренние тренеры АО «НК «ҚТЖ».

В процессе организации профессионального обучения и повышения квалификации Центра используются проверенные и новые эффективные технологии внутреннего обучения, внедряются инновации за счет внешнего обучения.

На XIX сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев сказал: «В передовых индустриальных странах – Германии, Англии, США, Южной Корее – хорошо зарекомендовала себя дуальная система подготовки кадров. По этой системе учащийся профшколы одновременно является практикантом на производстве. Такую систему подготовки надо широко внедрить и в Казахстане...».

Выполняя поручение Лидера Нации, в 2012 году между АО «НК «ҚТЖ» и Министерством образования и науки Республики Казахстан был подписан Меморандум о кооперативной (дуальной) системе обучения.

В соответствии с положениями данного Меморандума, с 2012 года на базе Центра прошли практическое обучение более 600 студентов отраслевых колледжей. Будущие железнодорожники, получили уникальную возможность – овладеть практическими навыками работы на новом технологическом оборудовании и ознакомиться с реальными условиями работы на предприятиях АО «НК «ҚТЖ».

В Центре имеется 16 кабинетов, оборудованных интерактивными досками, экранами, мультимедийными проекторами и компьютерной техникой, наглядными стендами и видеоматериалами, что делает процесс обучения комфортным для преподавательского состава и более доступным для обучающихся работников.

11 лабораторий и полигон Центра оснащены образцами современного высокотехнологического оборудования, макетами и тренажерами новой железнодорожной техники, внедряемых на предприятиях группы компаний АО «НК «ҚТЖ».

ЛАБОРАТОРИЯ 3D

 

 

Программное обеспечение 3D-лаборатории  создает реальную картину производственных процессов на железнодорожном транспорте: движение поездов, локомотивов, путевых машин и т.д. 

Лаборатория предназначена для проведения теоретических и практических занятий по изучению и освоению учебных программ на основе 3D-визуализации, проведения конференций, дискуссий и научных совещаний с удалёнными научно-исследовательскими и производственными центрами АО «НК «ҚТЖ».

3D-лаборатория  выполнена в виде кафедры, оборудована ультра технологичным 3D-экраном, интерактивной панелью для преподавателя и слушателей курсов профессионального обучения, имеется возможность постоянного пополнения в содержание контента и его сохранения в базе данных 3D-лаборатории.

В настоящее время в 3D-лаборатории ведется разработка содержания контента – 30 сценариев по отработке практических навыков взаимодействия работников хозяйства пути, движения и локомотивного хозяйства в нестандартных ситуациях. 

 

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

В Центре ведется системная работа по внедрению в учебный процесс электронных форм первичного и итогового контроля профессиональных знаний слушателей, формированию электронных учебно-методических комплексов, формированию и пополнению каталога электронной библиотеки.

Из числа специалистов Центра созданы рабочие группы  для    разработки электронных обучающих программ в 3D-проекции с целью изучения устройства, технологии эксплуатации и ремонта инновационного

оборудования, применяемого на железнодорожном транспорте Республики Казахстан: вагонной тележки ZK-1, вагонов пассажирского состава «Тулпар-Тальго», локомотивов серий ТЭ-33А и KZ-8A. В рамках перспективного развития Центра  разрабатываются и формируются комплекты учебно-методических материалов для дистанционных курсов профессионального обучения по специальностям железнодорожного транспорта. 

Дистанционное обучение имеет неоспоримые преимущества: 

- организация и проведение процесса профессионального обучения работников удаленных железнодорожных станций и разъездов АО «НК «ҚТЖ»;   

- обучение персонала без отрыва от производства, соответственно – экономия рабочего времени;

- значительное сокращение командировочных и финансовых расходов, связанных с арендой и использованием учебных помещений; 

- проведение тематических вебинаров, видеоконференций, дискуссий и научных совещаний с научно-исследовательскими и производственными центрами железнодорожного транспорта как стран СНГ, та и дальнего зарубежья;

- обеспечение системного процесса профессионального развития персонала АО «НК «ҚТЖ».

 

ЛОКОМОТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

Лаборатории локомотивного хозяйства оборудованы тренажерами тепловоза ТЭ-33А, а также электровоза KZ-8A, позволяющими имитировать реальное управление локомотивами во время движения железнодорожного состава при различных погодных условиях и любое время суток. Тренажер установлен на специальной платформе для имитации динамических эффектов при движении локомотивов. Кабина машиниста, пульт управления и приборы полностью идентичны серийным локомотивам. 

Изображения реальных участков железнодорожного пути выполнены в 3D-проекции и отображаются на экранах лобового и боковых стекол (и зеркалах заднего вида). 

Железнодорожные участки пути изображены в 3D-проекции и максимально реалистичны, имеются звуковые эффекты.

На пульте мастера производственного обучения установлен специальный монитор с экранами профиля железнодорожного пути и отображением режимных карт вождения.

Одна из лабораторий локомотивного хозяйства оснащена моделями дизеля тепловоза ТЭ-33А-GEVO 12, маневрового локомотива CKDE6, современными приспособлениями и инструментами для безопасной работы по всем цикловым работам сервисного обслуживания данного дизеля. 

При выполнении практических работ специалисты локомотивного хозяйства изучают особенности технического устройства и управления тепловозом ТЭ-33А-GEVO 12.

 

ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

В лаборатории вагонного хозяйства и кабинете автотормозного оборудования и автосцепного устройства грузовых вагонов для обучающихся созданы условия для практического изучения самой современной техники, как эксплуатируемой на предприятиях группы компаний АО «НК «ҚТЖ», так и планируемой к вводу в эксплуатацию:

- рама полувагона модели 12-9920 с действующим тормозным оборудованием с безрезьбовыми соединениями, которая установлена на

перспективные типы модернизированных тележек с новыми моделями колесных пар с кассетными подшипниками;

- тренажер УЗОТ РМ с обучающими программами, предназначенный для ускоренной зарядки и апробирования тормозов составов на ПТО и автоматической электронной записи процессов в виде графиков и данных по форме ВУ-45;

- стенд с натуральными макетными компонентами «Воздухопровод тормозной системы грузового вагона с потележечным торможением с соединением приборов и труб без нарезания резьбы на трубах»;

- макеты автосцепок, поглощающих аппаратов новых типов для обычных вагонов и вагонов, перевозящих опасные и особо опасные грузы.

В лаборатории вагонного хозяйства представлены макеты оборудования для ознакомления с перспективными технологиями высокоскоростного движения.

 

 

ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

 

Лаборатории и кабинеты путевого хозяйства оснащены:

- мультимедийным оборудованием, позволяющим наглядно изучать конструкции железнодорожного пути, технологию проведения ремонта и строительство железнодорожных путей с применением современных путевых машин и механизмов, организацию скоростного, высокоскоростного движения поездов и т.д.;

- средствами малой механизации (рельсорезные, рельсосверлильные, шуропогайковертные станки);

- измерительными инструментами для определения неисправностей и оценки состояния пути и стрелочных переводов;

- современными средствами неразрушающего контроля рельсов;

- современными рельсами скрепления;

  - стендами по изучению технологических процессов ремонтных работ на железнодорожном пути с применением комплекса путевых машин, машин для укладки и замены стрелочных переводов и устройствами.

Содержание учебных программ обучения специалистов путевого хозяйства включает: изучение опыта внедрения модели ведения путевого хозяйства, организации скоростного, высокоскоростного движения поездов, перспектив развития скоростного движения в Республике Казахстан, вопросы внедрения автоматизации путевого хозяйства, повышения качества измерения средствами диагностики нового поколения, внедрение автоматизированной системы АСУ «Магистраль» и т.д.

 

КАБИНЕТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ И ПОЖАРНЫХ ПОЕЗДОВ

Кабинет восстановительных и пожарных поездов обеспечен современными видами технических средств, используемых в настоящее время специалистами восстановительных и пожарных поездов АО «НК «ҚТЖ» при ликвидации последствий сходов, пожаров на железнодорожном транспорте:

- комплект гидравлического оборудования для установки на путь сошедших вагонов;

- насос ручной гидравлический, обеспечивающий гидравлическую энергию комплектов гидравлического оборудования при аварийно-восстановительных работах;

- комплект динамического и вспомогательного гидравлического инструмента, используемого при проведении аварийно-восстановительных работ, работ по разбору завалов, и специальных работ;

- пожарная мотопомпа многоцелевая;

- костюм - «ТОК» 200 – тепло отражательный, предназначенный для тушения пожара при высоких температурах;

- новые виды организации связи.

 

В программу обучения специалистов включено изучение и отработка практических навыков по применению современного оборудования и технологий для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

 

Лаборатория неразрушающего контроля оснащена современным оборудованием для проведения практических занятий по методике визуально-измерительного, ультразвукового, вихретокового и магнитного контроля:

- тренажерный комплекс «Авикон-11Т», имитирующий условия контроля рельсовых путей в режиме реального времени;

- ультразвуковой толщинамер USM Go (с функцией дефектоскопии);

- ультразвуковой дефектоскоп USM 35 XS – для измерения координат дефектов, который оснащен системой построений АРК по эталонным отражателям и ВРЧ, встроенными электронными АРД-шкалами для 24 типов стандартных преобразователей и заданием характеристик преобразователя любого типа (кроме раздельно-совмещенных);

- ультразвуковой дефектоскоп PHASOR XS – для работы в режиме фазированной антенной решетки (ФАР) или в обычном УЗ-режиме;

- вихретоковый Phasec 3D – усовершенствованный двухчастотный дефектоскоп.

В лаборатории неразрушающего контроля специалисты изучают техническое устройство образцов современного дефектоскопного оборудования, внедряемого на предприятиях АО «НК «ҚТЖ», отрабатывают практические навыки по его использованию.

АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА И СВЯЗЬ

В лаборатории автоматики, телемеханики и связи  представлено современное технологическое оборудование, используемое на предприятиях АО «НК «ҚТЖ»:

- программный комплекс микропроцессорных систем интервального регулирования поездов, повторяющий рабочие места ДСП и обслуживающего персонала, напольных устройств смоделированной станции, реализующий функции системы централизации стрелок и сигналов смоделированной станции и прилегающих перегонов;

- лабораторный комплекс, позволяющий проводить практическое обучение системам контроля участков пути методом счета осей при имитации движения подвижного состава и возникновении отказов;

- лабораторный комплекс для отработки практических навыков управления устройствами СЦБ при поездной и маневровой работе, масштабирования системы, подключения и интеграции смежных систем, внесения неисправностей в аппаратные средства МПЦ для отработки алгоритма отказов и многое другое;

- тренажер, позволяющий проводить практическое обучение принципам работы системы контроля участков пути методом счета осей при имитации движения подвижного состава;

- тренажер цифровой радиосвязи и цифровая мобильная радиостанция;

- аппаратный комплекс, а также стенды с образцами всех видов волоконно-оптического кабеля для железнодорожных телекоммуникаций.

Теоретические занятия проводятся в кабинетах хозяйства сигнализации и связи, которые оборудованы:

- автоматизированной системой управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки (АСУ-Ш-КТЖ);

- автоматизированной обучающей системой АОС-ШЧ, позволяющей изучить принципы и алгоритмы работы устройств СЖАТ, методики поиска неисправности в них, что является практической составляющей программ повышения квалификации пользователей системы.

 

ЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

В лаборатории энергетики и электрификации представлено оборудование, позволяющее наглядно демонстрировать и моделировать:

- различные схемы питания тяговой подстанции, контактной сети и устройств СЦБ;

- перевод нагрузок фидеров контактной сети;

- различные аварийные ситуации;

- вывод оборудования в ремонт.

Проводить практическое изучение трансформаторов в  разрезе ТМЖ-100/27,5, ТСЛ-250/10, современных конструкций электроснабжения скоростных электрифицированных участков и т.д.

Кабинеты оборудованы:

- наглядными схемами и стендами деталей (в разрезе);

- стендом системы управления объектами электроснабжения SCADA, позволяющий изучить и применить полученные навыки не только на современной аппаратуре в управлении переключением для разделения и снятия напряжения станции и перегонов, но и выполнять все дополнительные возможности системы управления SCADA;

- система управления тяговой подстанцией Sitras SCS;

- учебно-демонстрационным макетом тяговой подстанции, схемой питания и секционирования контактной сети переменного тока.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Кабинет оборудован компьютерной техникой, позволяющей проводить обучение в соответствии с современными технологиями перевозочного процесса, внедряемыми на железнодорожном транспорте, располагает большой видеотекой и учебно-методическими комплексами по различным профилям деятельности в организации и управления перевозочным процессом:

- обучающая программа ДСП/ДНЦ;

- эксплуатационная работа станций;

- применение и использование норм, установленных ПТЭ, ИСИ, ИДП;

- применение новейших технологий и устройств, эксплуатируемых при движении поездов, производстве маневровой работы на крупнейших узловых и сортировочных станциях АО «НК «ҚТЖ»;

- новые технологии и устройства, применяемые для обеспечения безопасности движения поездов и производства маневровой работы на станциях АО «НК «ҚТЖ»;

- производство грузовых операций с применением новейших погрузочно-выгрузочных устройств и технологий, применяемых при производстве грузовых операций;

- практическое применение новейших устройств контроля за следованием груза в поездах для обеспечения безопасности движения.

 

ПАССАЖИРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В лаборатории и кабинете пассажирского хозяйства, оборудованных новой техникой, созданы условия для практического изучения инновационных технологий в пассажирском хозяйстве:

- действующие образцы узлов и деталей пассажирских вагонов «Тальго», позволяющие проводить наглядную демонстрацию;

- макет тележки пассажирских вагонов тип КВЗЦНИИ;

- макет колесной пары с редуктором от средней части оси с приводом генератора;

- макет ударно-тягового устройства пассажирских вагонов;

- наглядные схемы и детали пассажирских вагонов, эксплуатируемых и планируемых к вводу в эксплуатацию на железных дорогах Республики Казахстан;

- обучающий программно-технический комплекс АСУ «Экспресс» из терминала фискальной компьютерной системы» (ФКС)-  для осуществления билетно-кассовых операций с электронными билетами и мобильного терминала проводника (МТП) – для проверки легитимности электронных билетов;

- учебно-методические комплексы (видео, фото и презентационные материалы, нормативно-техническая документация).

Специализированные программы предусматривают обучение практическим навыкам работы по техническому обслуживанию пассажирских поездов, качественному предоставлению сервисных услуг пассажирам, изучению современных технологий, внедряемых в пассажирском хозяйстве.

 

                                                                                 ЛАБОРАТОРИЯ СВАРКИ                                                                               

В лаборатории сварки представлено оборудование сварочного производства нового поколения, позволяющее обучать сварщиков высокой квалификации в соответствии с потребностями сервисных и машиностроительных предприятий железнодорожного транспорта Казахстана:

- современные столы сварщиков с системой очистки от сварочных аэрозолей и подъемно-поворотной вытяжной системой;

- сварочные полуавтоматы инверторного типа, предназначенные для основных нужд полуавтоматической сварки средней и тяжелой промышленности;

- костюм сварщика;

- тренажер-сварщик Fronius Virtual Welding, являющийся последней разработкой передовых технологий в сфере обучения профессиональных сварщиков. 

Виртуальный инструктор тренажера сварщика работает в режиме реального времени, корректирует действия обучающегося для получения правильных навыков сварки, реальный визуальный контроль над выполнением сварочного задания.

 

ПОЛИГОН

На полигоне установлены:

- автоматическая переездная сигнализация с автошлагбаумом типа ПАШ (переездной авто шлагбаум);

- система УЗП (устройство закрытия переезда);

- светодиодные светофоры (поездные и маневровые);

- поездные мачтовые светофоры;

- стрелочный электропривод нового поколения L-90, предназначенный для перевода, запирания и контроля положения стрелок;

- датчики осей для контроля рельсовых цепей;

- евробалисы, применяемые для корректировки местонахождения поезда системы интервального регулирования поездов;

- КТСМ-02 (комплекс технических средств модернизированный);

- локомотивы ТЭП 70, 2ТЭ-10М, ТЭМ-2;

- электровозы ВЛ-60, ВЛ-80.

Полигон Центра оснащён различными типами вагонов, в том числе новейших моделей.

Инновационный подход к формированию материально-технической и методологической базы Центра обеспечивает высокую эффективность учебного процесса, сокращает сроки профессионального обучения и повышения квалификации персонала группы компаний АО «НК «ҚТЖ».